г. Оренбург, ул. Шевченко 24, офис 21, тел.: (3532) 902-902

Независимая техническая экспертиза транспортных средств в рамках закона об ОСАГО

      Одним из способов определения размера ущерба, причиненного повреждением транспортного средства в дорожной аварии, является независимая техническая экспертиза в рамках закона об ОСАГО. От того насколько квалифицированно и качественно эксперт выполнит свою работу, напрямую зависит и размер страхового возмещения, подлежащий выплате потерпевшему. В настоящее время страховые компании крайне редко выплачивают страховку в размере ущерба, причитающегося по договору обязательного страхования (ОСАГО). В подавляющем большинстве страховых случаев, страховая выплата занижается в пределах от 30% до 60 % от суммы фактического ущерба. Иногда эксперт, действующий по заданию страховой компании, при анализе материалов дорожно-транспортного происшествия, усматривает несоответствия, которые позволяют страховщику отказать потерпевшему в страховом возмещении. Для того, чтобы не остаться с пустым карманом и разбитой машиной, лицам, пострадавшим в ДТП, нужно поближе изучить тему, изложенную в настоящем материале.

Что представляет собой независимая техническая экспертиза по ОСАГО

       К нормативно-правовой базе, регламентирующей основные вопросы, касающиеся независимой технической экспертизы по ОСАГО, относится:
— Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(далее Закон).
— «Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П) (далее Правила НТЭ ТС).
— «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N432-П, далее – Единая методика).

      В статье 12.1 Закона содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее НТЭ ТС). НТЭ ТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом — техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления АМТС в доаварийное состояние.

      Данный вид экспертизы назначается только для определения обстоятельств ДТП и размера страховой выплаты по страховым случаям, урегулированных правоотношениями по ОСАГО. Экспертиза при необходимости решает две основные задачи:
1. Определение причин и обстоятельств наступления страхового случая.
      Иными словами эксперт-техник отвечает на вопрос о том, в действительности ли транспортное средство повреждено в результате указанного в заявлении страхового случая или имеет место страховое мошенничество.
2. Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа запасных частей, подлежащих замене при его ремонте.
      При необходимости эксперт-техник рассчитывает величину утраты товарной стоимости (УТС), которая подлежит возмещению страховщиком в пределах страховой суммы, указанной в статье 7 Закона.
      На практике это выглядит следующим образом.

      После дорожного происшествия с участием транспортного средства потерпевший, в установленном порядке обращается в страховую компанию с заявлением о страховой выплате. При этом обязанностью потерпевшего является предъявление страховщику поврежденного транспортного средства в 5 дневной срок (рабочие дни), для осмотра и (или) проведения НТЭТС (п.10.ст.12 Закона). Если по результатам осмотра поврежденного транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, у страховщика возникнут сомнения относительно обстоятельств ДТП, то в срок до 10 рабочих дней от момента подачи заявления о страховой выплате страховая компания имеет право осмотреть и (или) организовать за свой счет проведение НТЭТС транспортного средства виновника происшествия.
      Независимая техническая экспертиза транспортного средства также назначается и проводится в случаях, когда между страховщиком и потерпевшим после совместного осмотра т/с, возникают противоречия в определении обстоятельств его повреждения и размере восстановительного ремонта.
      Если страховая компания не осмотрела поврежденное транспортное средство потерпевшего и (или) не назначила проведение НТЭТС, то потерпевший имеет право самостоятельно обратиться к эксперту-технику, поручив последнему выполнение исследования.
      При необходимости независимая техническая экспертиза, после ДТП по ОСАГО может быть назначена повторно. Например, при несогласии потерпевшего с выводами экспертного заключения. В этом случае потерпевший вправе инициировать повторную НТЭ ТС. Повторная экспертиза проводится по тем же вопросам, что и первичная, но ее выполнение поручается другому эксперту.
      Закон и Правила НТЭ ТС предусматривают возможность проведения дополнительно независимой технической экспертизы. Потребность в ее назначении появляется при возникновении дополнительных вопросов, требующих экспертной оценки.
      Дополнительная НТЭТС проводится и в случаях вновь открывшихся обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, которые не могли быть изучены и оценены экспертом в первичном заключении.

Кто имеет право выполнять независимую техническую экспертизу

      Во всех случаях проведение НТЭ ТС поручается эксперту-технику. Законодательство подробным образом регламентирует требования к лицам, имеющим право на выполнение независимых технических экспертиз по ОСАГО. Для того, чтобы подтвердить полномочия эксперт должен предоставить документы, указанные в перечне:
•   диплом о профильном образовании;
•   выписку из государственного реестра экспертов-техников при Минюсте РФ;
•   протокол Межведомственной аттестационной комиссии (МАК) Минтранса РФ о профессиональной аттестации;
      Таким образом, если экспертиза выполнена лицом, не подтвердившим свои полномочия, то ее можно признавать, как недопустимое доказательство. Ни в досудебном порядке, ни при рассмотрении дела в суде, такое заключение не будет иметь юридической силы.

      Эксперты – техники нашего бюро имеют высшее профильное образование по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» и в соответствии с протоколом заседания Межведомственной аттестационной комиссии (МАК) Минтранса РФ № 9 от 28 сентября 2018 года включены в государственный реестр экспертов-техников при Минюсте РФ под номерами: 2624 и 6920.

Ремонт автомобиля при натуральном возмещении по ОСАГО

С 28 апреля 2017 года начали действовать изменения в закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Суть заключается в том, что страховое возмещение по договорам автогражданки осуществляться преимущественно в виде ремонта автомобиля.
По мнению законодателей, предложенный ими вариант возмещения страхового ущерба, направлен на подавление деятельности «черных автоюристов», применяющих на практике множество мошеннических схем, подрывающих финансовую стабильность страховщиков.

Начиная с 28 апреля 2017 года, собственники легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, зарегистрированным в Российской Федерации, будут приобретать полис обязательного страхования и заключать договоры, предусматривающие натуральную и денежную формы страхового покрытия материального ущерба, причиненного их транспортным средством.
Натуральное возмещение по ОСАГО или проще говоря ремонт, по новому закону является приоритетной формой перед денежной выплатой, применявшейся ранее.
Теперь, при заключении договора и наступлении страхового случая, потерпевшему предстоит выбирать специализированную станцию технического обслуживания, которая будет ремонтировать его легковой автомобиль.
Страховщик обязан предоставить страхователю на выбор несколько организаций, специализирующихся на оказании услуг по ремонту автомототранспорта.
С каждой из таких организаций у страховой компании должен быть заключен договор, в соответствии с которым сервис обязан принимать по направлению страховщика к ремонту транспортные средства – легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам.
Транспортные средства, срок службы которых не превышает 2-х летний возраст, должны ремонтироваться исключительно в автоцентрах дилеров.

Важным требованием закона, обеспечивающим доступность ремонта по ОСАГО, является ограничение удаленности автосервиса от места жительства потерпевшего или места дорожно-транспортного происшествия.
Допустимое расстояние до автомастерской не должно превышать 50 километровый предел.
Срок ремонта не может превышать 30 дней, без учета праздничных и выходных, с момента предоставления автомобиля на станцию СТО.
Оплата за ремонт осуществляется страховой компанией в течение 20 рабочих дней с даты принятия страховщиком заявления от потерпевшего.
Таким образом, исходя из сроков, установленных Законом, ремонт происходит с предоплатой работ.
За полноту и качество выполнения ремонтно-восстановительных работ, отвечать перед потребителем – собственником автомобиля будет страховая компания, а не автомастерская.
Такое положение вещей следует из характера отношений между сторонами.
Закон обязывает страховщика выстраивать с СТО договорные отношения. Предметом такого договора является, в том числе, качество ремонта и его срок.
Нововведения в Закон в части, касающейся ремонта автомобиля при натуральном возмещении по ОСАГО, предусматривают только прямое возмещение убытков.
Это означает, что при наступлении страхового случая, повлекшего причинение материального ущерба легковому автомобилю потерпевшего – физического лица, зарегистрированного в РФ, пострадавшая сторона должна будет обращаться только в свою страховую компанию.
При этом неважно сколько автомобилей участвовало в дорожно-транспортном происшествии и в каком размере причинен ущерб.

Когда натуральная форма возмещения по ОСАГО заменяется денежной выплатой

Закон содержит исключения и предусматривает возможность денежных выплат в отношении отдельных категорий потерпевших.
Также денежная форма выплат возможна при наличии ряда обстоятельств, которые напрямую перечислены в Законе.
Натуральная форма заменяется денежной в следующих случаях:
• в виду экономической необоснованности ремонта, когда расходы на восстановление автомобиля превышают его доаварийную стоимость;
• при наступлении тяжких последствий от ДТП (смерть пострадавшего или причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего);
• при стоимости восстановительных расходов свыше 400000 рублей;
• при стоимости возмещения свыше лимита, установленного правилами Европротокола;
• при наличии заявления о денежной выплате, поступившего страховщику от потерпевшего — инвалида;
• при отсутствии возможности (желания) у потерпевшего произвести доплату за выполнение ремонта поврежденного автомобиля;
• по взаимному согласию сторон — потерпевшего и страховщика на выплату страховки в денежной форме.
Выплата в денежном эквиваленте, как и прежде, будет производиться с учетом степени износа заменяемых деталей, узлов и механизмов автомобиля.

Правила ремонта автомобиля по ОСАГО

Основные правила, которые имеются в новой редакции Закона, сводятся к следующему:
1. срок ремонта не более 30 рабочих дней;
2. заменяемые запасные части должны быть новыми (не путать с оригинальными) и не восстановленными;
3. стоимость ремонта не может превышать размера оценки ущерба, рассчитанного по Единой методике, утвержденной ЦБ РФ, с учетом износа заменяемых запасных частей;
4. качество и сроки ремонта контролирует заказчик – страховая компания, выдавшая направление на ремонт;
5. гарантийный срок после ремонта – 6 месяцев, для работ с нанесением лакокрасочного покрытия – 12 месяцев;
6. претензии по качеству ремонта предъявляются в страховую компанию;
7. если собственник автомобиля не удовлетворен качеством выполненных ремонтных работ, он имеет право обратиться с жалобой к страховщику, который обязан в пятидневный срок осмотреть автомобиль и принять решение;
8. в случае признания претензии обоснованной, потерпевшему выдается повторное направление в ту же СТО для устранения недостатков;
9. в случае отказа в удовлетворении требований потребителя страховой услуги, последний вправе предъявит к страховщику судебный иск;
10. за просрочку исполнения обязательства по ремонту по ОСАГО страховщик несет ответственность в виде неустойки в размере 0,5 процентов в день от стоимости ремонта.

Если при осмотре Вами будет выявлен дефект ремонта, то предлагаем придерживаться следующего алгоритма действий:

• Свяжитесь со страховой компанией и попросите направить её представителя для составления акта выявленных недостатков качества ремонта.
• В акте приёма – передачи транспортного средства укажите подробно все выявленные недочёты.
• При осмотре фиксируйте на фото (видео) все прорехи мастеров СТО.
• Если страховая компания не желает принимать участие в осмотре автомобиля, то не спешите его забирать из СТО.
Важно задокументировать факт некачественного ремонта и зафиксировать недобросовестность поведения страховщика. Для этого инициируйте процедуру осмотра т/с.
• Привлеките к осмотру специалиста – эксперта, имеющего профильное образование.
• Направьте в адрес страховой компании телеграмму с предложением явиться на осмотр АМТС в СТО в указанное время и дату.
• Вне зависимости от явки страховщика, осмотрите авто, составьте с помощью специалиста-автотехника акт осмотра и подпишите его.
• Подпишите акт-приёма передачи т/с, составленный СТО, укажите, что ремонт выполнен некачественно, отразите выявленные недостатки.
• Только после этого забирайте автомобиль из СТО.

Экспертиза автомобиля после ремонта по КАСКО и ОСАГО

Порядок дальнейших действий потерпевшего предполагает предъявление обоснованной претензии к страховщику.
Для составления мотивированной и обоснованной досудебной претензии потерпевшему потребуется как юридическая, так и специализированная (экспертная) помощь.
В первую очередь,необходимо провести экспертное исследование на предмет выявления как видимых, так и скрытых недостатков, оставшихся или появившихся после некачественного ремонта авто.
Проведением такого рода исследований занимаются эксперты-автотехники. Называется такое исследование – экспертиза технического состояния транспортного средства (качества ремонта т/с).
Главным условием для успешного решения задачи, стоящей перед экспертом –автотехником, является предоставление в его распоряжение автомобиля в неизменном состоянии. То есть,нельзя ничего доделывать и доустранять, а тем более ремонтировать, до тех пор, пока эксперт не выполнит свою работу.
Для того, чтобы избежать возможных возражений со стороны страховщика, рекомендуем его уведомить телеграммой о времени и месте осмотра экспертом автомобиля, отремонтированного с нарушением технических норм и правил.
Расходы, связанные с организацией осмотра и проведением экспертизы по умолчанию, несёт заказчик, то есть потерпевший.
В дальнейшем, суммы экспертных, почтовых и иных расходов, будут взысканы со страховой компании в порядке, предусмотренном ГПК РФ, законом РФ «О защите прав потребителей», законе РФ «Об ОСАГО».

Закрыть меню