Судебная автотехническая экспертиза
Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:
"Независимое автоэкспертное бюро" ИП Левин А.Г. производит судебные автотехнические экспертизы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минюста РФ от 27 декабря 2012 г. N 237:
— Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
— Исследование технического состояния транспортных средств;
— Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);
— Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки;
— Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.
При назначении автотехнических экспертиз по указанному перечню, в рамках судебных разбирательств они могут быть поручены ведущему эксперту бюро Левину Андрею Геннадьевичу, имеющему высшее техническое образование, квалификацию инженера по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» (диплом ВСА №0469149, ГОУ ВПО «ОГУ» 2006 г.), прошедшему профессиональную переподготовку по программам: «Независимая техническая экспертиза транспортных средств» (диплом ПП 004453 ФГБОУ ВПО «СГТУ» 2018 г.), «Автотехническая и дорожно-транспортная экспертиза» (диплом №180000004787 ФГБОУ ВПО «СГТУ» 2014 г.) по специальностям «Исследование обстоятельств ДТП», «Исследование технического состояния ТС. Технического контроля и диагностики АМТС», «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно трасологическая диагностика)», «Исследование ТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта», «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП», «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» (диплом ПП-I №088142, ГОУ ВПО «ОГУ» 2009 г.), так же прошедшему обучение в НП «Палата судебных экспертов» по программам повышения квалификации судебных экспертов в 2010 г.; являющемуся членом НП СРО «АРМО», рег. №1664; «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова», рег.№0717, Аттестован для включения в государственный реестр экспертов-техников при Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с Протоколом заседания Межведомственной аттестационной комиссии (МАК) № 9 от 28 сентября 2018 года. Регистрационный № 2624 в государственном реестре экспертов-техников при Минюсте РФ. Стаж работы экспертом с января 2007 г.
Судебная экспертиза обстоятельств ДТП
Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС)3, расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продоль¬ном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.
Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.
Судебная экспертиза технического состояния ТС
Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.
К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:
- установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
- установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
- установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
- установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
- установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
Отдельные из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС.
Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)
Судебная экспертиза ТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП
В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:
- установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации;
- установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
- определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
- установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
- определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
- установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
- определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.