г. Оренбург, ул. Шевченко 24, офис 21, тел.: (3532) 902-902

Судебная автотехническая экспертиза

Предметом судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:

1. судебная экспертиза обстоятельств ДТП; 
2. судебная экспертиза технического состояния ТС;
3. судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
4. судебная экспертиза автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки;
5. судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.

"Независимое автоэкспертное бюро" ИП Левин А.Г. производит судебные автотехнические экспертизы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минюста РФ от 27 декабря 2012 г. N 237:

— Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
— Исследование технического состояния транспортных средств;
— Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);
— Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки;
— Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.

При назначении автотехнических экспертиз по указанному перечню, в рамках судебных разбирательств они могут быть поручены ведущему эксперту бюро Левину Андрею Геннадьевичу, имеющему высшее техническое образование, квалификацию инженера по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» (диплом ВСА №0469149, ГОУ ВПО «ОГУ» 2006 г.), прошедшему профессиональную переподготовку по программам: «Независимая техническая экспертиза транспортных средств» (диплом ПП 004453 ФГБОУ ВПО «СГТУ» 2018 г.), «Автотехническая и дорожно-транспортная экспертиза» (диплом №180000004787 ФГБОУ ВПО «СГТУ» 2014 г.) по специальностям «Исследование обстоятельств ДТП», «Исследование технического состояния ТС. Технического контроля и диагностики АМТС», «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно трасологическая диагностика)», «Исследование ТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта», «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП», «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» (диплом ПП-I №088142, ГОУ ВПО «ОГУ» 2009 г.), так же прошедшему обучение в НП «Палата судебных экспертов» по программам повышения квалификации судебных экспертов в 2010 г.; являющемуся членом НП СРО «АРМО», рег. №1664; «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова», рег.№0717, Аттестован для включения в государственный реестр экспертов-техников при Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с Протоколом заседания Межведомственной аттестационной комиссии (МАК) № 9 от 28 сентября 2018 года. Регистрационный № 2624 в государственном реестре экспертов-техников при Минюсте РФ. Стаж работы экспертом с января 2007 г.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС)3, расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продоль¬ном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:
 
1. определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
2. определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
3. определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
4. установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
5. определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП; 
6. определение времени преодоления ТС определенных участков пути; 
7. установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
8. определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
9. определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
10. какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
11. Определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
12. установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
13. установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
14. определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
15. установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
16. определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

Судебная экспертиза технического состояния ТС

Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:

  1. установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  2. установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за тех­ническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  3. установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
  4. установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  5. установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. В свою очередь, экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.
Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.
В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:
1. определение механизма ДТП;
2. установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
3. установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
4. установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
5. установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
6. установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
7. установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
8. установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
9. определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
10. установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
11. установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
12. установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
13. установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

Судебная экспертиза ТС в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки

Предметом судебных автотовароведческих экспертиз является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.
 
Объектами рассматриваемых автотовароведческих экспертиз могут являться:
• транспортные средств в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
• информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
• программные комплексы;
• данные средств массовой информации, сети интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
• документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.
 
Задачи, решаемые экспертами-автотовароведами:
• идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);
• установление фактических данных о техническом состоянии транспортного средства в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;
• определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
• установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
• определение износа транспортного средства, его составляющих;
• определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;
• установление стоимости годных остатков транспортного средства;
• определение величины утраты товарной стоимости транспортного средства;
• определение размера страхового возмещения.

Судебная экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП

В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:

  1. установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации;
  2. установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
  3. определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
  4. установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
  5. определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
  6. установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
  7. определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.
Закрыть меню