Независимая автоэкспертиза
После дорожно-транспортного происшествия его участники не всегда едины в оценке причин, по которым оно произошло. В этом случае, вопрос определения виновного лица переходит в область правового спора. И даже, когда виновность в совершении ДТП ни кем не оспаривается, всегда возникает необходимость в определении размера, причиненного ущерба от повреждения транспортных средств. Для решения подобного рода задач после дорожно-транспортного происшествия проводится независимая автоэкспертиза.
Виды независимой автоэкспертизы
Независимая автотехническая экспертиза назначается для решения следующих вопросов:
Независимая транспортно-трасологическая экспертиза разрешает следующие вопросы:
Независимая автотовароведческая (оценочная) экспертиза
Независимая экспертиза технического состояния транспортного средства
Примерный перечень вопросов, рассматриваемых при назначении автоэкспертизы технического состояния автомототранспортных средств (АМТС) после ДТП, может быть представлен в следующем виде:
- В каком техническом состоянии находится транспортное средство или его механизмы, узлы, детали, агрегаты.
- Соответствует ли техническое состояние АМТС установленным техническим нормам и требованиям безопасности.
- Какие обстоятельства, относящиеся к техническому состоянию АМТС, способствовали наступлению дорожно-транспортного происшествия.
- Каковы причины возникновения технической неисправности (указывается конкретно, какой неисправности) механического транспортного средства.
- В какой момент события – ДТП возникла техническая неисправность АМТС.
- Находится ли техническая неисправность в причинно-следственной связи с дорожным происшествием с участием АМТС.
- Располагал ли водитель транспортного средства технической возможностью обнаружить неисправность при наружном осмотре АМТС или в процессе его движения по дороге.
- Каково влияние пневмовзрыва колеса АМТС на изменение траектории его движения в условиях дорожной обстановки.
- Исправен ли был осветительный прибор, установленный на автомобиле (горела ли лампа накаливания в световом приборе).
- Какова причина излома металлической части, детали АМТС: удар, дефект изготовления, усталость металла.
Приведенный выше перечень вопросов, не претендуя на полноту, дает возможность участниками происшествия понять суть задач, решаемых экспертизой технического состояния АМТС после ДТП.
Независимая дорожно – транспортная экспертиза помогает ответить на следующие вопросы:
- Соответствует ли обустройство дороги на месте происшествия установленным ГОСТам.
- Имел ли водитель АМТС техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния и обустройства дороги.
- Имеются ли обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой (отсутствие дорожных знаков и разметки, светофоров, их неправильная работа и др.), способствовавшие возникновению аварийной обстановке на месте происшествия.
- Каково нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения (обработки дороги реагентом, устранения выбоины, разрытия и др.).
- Соответствует ли выбоина на дорожном покрытии в месте ДТП установленным ГОСТам.
- Мог ли дефект дорожного покрытия (разрытие, выбоина, загрязнение) способствовать наступлению дорожно-транспортного происшествия.
Как и предыдущие виды автоэкспертиз, независимая дорожно–транспортная экспертиза имеет свой предмет и методы, с помощью которых эксперты решают поставленные перед ними вопросы.